Судебная практика. Претензии к качеству.
В Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 22.10.1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» говорится: «Если законом, иным правовым актом, обязательными правилами, договором, обычаями делового оборота порядок приемки по количеству и качеству не определен, данное обстоятельство само по себе не является основанием освобождения поставщика от ответственности за нарушение соответствующих условий договора…». С другой стороны, если претензия к качеству товара не заявлена в срок, в иске может быть отказано. Приводим примеры из практики судебных решений подобных вопросов.
- Из Постановления Арбитражного суда Уральского округа
ООО «Евродорстрой» (истец) обратилось с кассационной жалобой в Арбитражный суд в связи с иском к ООО «РеалАгро» (ответчик) о возврате стоимости поставленного товара в размере 3 316 640 руб., взыскании 111 864 руб. убытков, 141 188 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.06.2015 г. по 19.11.2015 г., а также 79 000 руб. в счет возмещения расходов на проведение экспертизы.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суждения о приемке истцом поставленного товара без проверки качества сделаны без учета требований п. 4 Инструкции о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по качеству. Суды первых инстанций неверно оценили представленные в дело доказательства в части лабораторных испытаний поставленного ответчиком товара. Кроме того, являются необоснованными утверждения о недоказанности того, что производителем поставленного товара является МЖБИ «Завод малогабаритных ЖБИ». Истец отмечает, что ответчик не представил возражений относительно приобщенных к материалам дела документов и лабораторных исследований, а также возражений по заявленным требованиям, что свидетельствует о признании им претензии.
Суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам. Между «РеалАгро» (поставщик) и обществом «Евродорстрой» (покупатель) заключен договор поставки от 29.08.2013 г. № 2908/ НЛ. Согласно спецификации от 14.08.2014 г. № 2 к указанному договору, поставщик взял на себя обязательство по поставке в адрес покупателя товара – «лотка
Б1-20-50 литого» в количестве 1 793 шт. на общую сумму 3 406 700 руб. с учетом НДС. Качество продукции должно соответствовать ГОСТ, ТУ, либо иным требованиям, предъявляемым к продукции такого рода. В соответствии с п. 5.4 договора, покупатель обязан обеспечить приемку товара по количеству и качеству в точном соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 г. № П-6 (далее – Инструкция № П-6), Инструкцией № П-7 и настоящим договором.
По истечении 8 месяцев после приемки, общество «Евродорстрой», ссылаясь на некачественность товара, направило в адрес поставщика претензию от 04.06.2015 г. № 149 с требованием о возврате уплаченной стоимости в течение 10 календарных дней, поскольку в ходе лабораторных испытаний были установлены факты несоответствия фактического класса прочности бетона указанному в техническом паспорте и шелушения блока лотка.
Выводы судов первых инстанций являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и нормам действующего законодательства. Согласно ст. 475 Гражданского кодекса РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, или тех, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения и др.) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что они возникли до передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
В соответствии с п. 2 ст. 513 Гражданского кодекса РФ покупатель (получатель) обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, договором или обычаями делового оборота. Согласно разъяснениям, данным в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.10.1997 г. № 18, порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкциями № П-6 и № П-7, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.
В соответствии с п. 2.1 заключенного между сторонами договора поставки от 29.08.2013 г. № 2908/НЛ, товар по качеству и комплектности должен соответствовать стандартам, техническим условиям, техническим паспортам, сертификатам качества, собственным требованиям и другим документам и удостоверениям, выдаваемым изготовителями и согласованным между сторонами договора и изложенным в приложениях к нему.
Претензии по качеству продукции должны быть заявлены в письменном виде Поставщику не позднее 10 дней после получения продукции (п. 5.6 договора поставки).
Принимая во внимание вышеназванные нормы права, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в частности протокол лабораторных испытаний от 26.05.2015 г. № 1-Р/2015, заключение ООО «Соликамская строительная лаборатория» от 10.11.2015 г. № ССЛ/026-532,товарные накладные от 18.09.2014 г. № 84, от 25.09.2014 г. № 86, от 27.10.2014 г. № 93, суды установили несоблюдение покупателем условий приемки товара при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих факт поставки ответчиком товара ненадлежащего качества. Ссылка истца на соблюдение им при приемке товара п. 4 Инструкции № П-7 верно не принята судом апелляционной инстанции, поскольку данный пункт не регулирует вопросы приемки по качеству.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд постановил: решение первичного суда оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Евродорстрой» — без удовлетворения.
- Из Постановления Арбитражного суда Челябинской области
ОАО «Ремонтный завод Синарский» (истец) обратилось в Арбитражный суд с иском к ООО «Кировец-Деталь» (ответчик) о расторжении договора купли- продажи двигателя ЯМЗ-240 БМ2 и взыскании уплаченной за него суммы в размере 505 000 руб. Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано ввиду несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает на то, что ответчик не представил доказательства предпродажной подготовки реализуемого агрегата, тогда как по условиям п. 3.1 договора продавец обязан провести такую подготовку, следовательно ответчик несет полную ответственность за некачественный товар. Кроме того, истец считает неверным вывод о том, что заключение экспертизы недостоверное, поясняет, что брак товара был обнаружен в процессе эксплуатации двигателя, полагает, что суд первой инстанции в нарушение требований закона не назначил повторную экспертизу, чем нарушил его права.
Приобретенный истцом товар был реализован Нижнетуринскому ЛПУМГ по договору купли-продажи. Нижнетуринское ЛПУМГ заявило истцу о не исправности двигателя, в связи с чем «Ремонтный завод Синарский» и Нижнетуринское ЛПУМГ расторгли договор купли- продажи. ОАО «Ремонтный завод Синарский», ссылаясь на то, что ООО «Кировец-Деталь» нарушило существенные условия договора, поставив ему некачественный товар, обратилось в арбитражный суд с требованиями о расторжении договора купли- продажи № 1/08 от 29.02.2008 г. и взыскании уплаченной за товар денежной суммы.
При правовой оценке материалов дела и доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли- продажи. П. 4.3 спорного договора стороны предусмотрели, что качество товара должно соответствовать ТУ завода-изготовителя. Согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе по своему выбору отказаться от договора купли-продажи. В соответствии с положениями п. 2 ст. 477 ГК РФ, если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Следовательно, если договор был расторгнут вследствие отказа одной из сторон от исполнения договора, обязательства, возникшие из такого договора, считаются прекращенными с момента получения контрагентом уведомления о расторжении договора.
Право требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора, при существенном нарушении его условий одной из сторон обусловлено и п. 5 ст. 453 ГК РФ. При одностороннем отказе от исполнения договора купли-продажи в связи с существенными недостатками товара, как и при предъявлении требования в суд о расторжении договора, покупателю необходимо предоставить доказательства направления в адрес продавца уведомления об отказе от исполнения договора либо претензии о намерениях расторгнуть договор.
По мнению суда апелляционной инстанции, в связи с оставлением без рассмотрения требования о расторжении договора купли-продажи, требование о возврате денежных средств, уплаченных по договору, не подлежало рассмотрению судом первой инстанции ввиду взаимосвязанности данных требований. Таким образом, решение суда подлежит отмене, требование о взыскании стоимости проданного товара в сумме 505 000 руб. не подлежит рассмотрению судом по причинам несоблюдения досудебного порядка разрешения спора. Судом первой инстанции допущено нарушение норм процессуального права — п.2 ст. 148 АПК РФ, повлекшее принятие неправильного решения (часть 3 ст. 270 АПК РФ). Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п. 2 ст. 148, ст. 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции постановил: решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2009 г. по делу № А76-22569/2008 отменить. Исковые требования ОАО «Ремонтный завод Синарский» о взыскании с ООО «Кировец-Деталь» 505 000 руб. оставить без рассмотрения.