Сертификация услуг
Вопросы сертификации в различных средствах массовой информации освещаются постоянно, а в данной информации мы хотели рассказать о подтверждении соответствия услуг.
С вступлением в силу Закона «О техническом регулировании» стандарты на услуги перешли в разряд национальных и поэтому, услуги не являются объектами обязательного подтверждения соответствия. В связи с этим мы часто слышим, что если добровольно, значит необязательно. Однако переход на добровольные принципы не означает, что национальные стандарты нет необходимости соблюдать. Применять их можно добровольно, но исполнять обязательно. И если предприятие будет использовать в своей работе национальные стандарты, то к исполнителю услуг не будет никаких претензий.
Ситуация на рынке в последние годы изменилась. Рост числа предприятий, которые осваивают нишу услуг, растет. Это приводит к тому, что у потребителей предоставляется возможность свободного, а не формального, как прежде, выбора исполнителя услуг. Происходит слияние и укрупнение предприятий, оказывающих услуги. Конкурентная борьба перемещается в область освоения количества услуг в область качества.
Сертификация как раз и позволяет дать независимую оценку качеству предоставляемых услуг т. е. экспертная оценка становится инструментом в конкурентной борьбе между предприятиями.
Что же такое сертификация услуг в новых условиях рынка?
Подтверждение соответствия, по сути, является аттестацией предприятия, которая начинается с анализа организационных документов и заканчивается оценкой технологического процесса. Как показала практика проведения сертификации услуг, прежде чем начать сертификацию, на предприятии как бы проводится внутренний аудит т. е. руководитель предприятия сам старается привести все в соответствии требований нормативных документов, а затем это соответствие подтвердить третьей независимой стороной.
Иногда нам задают вопрос : «Что дает сертификация. Все равно на предприятиях, оказывающих услуги имеют место ряд нарушений?». Но здесь основная роль отводится человеческому фактору, вступают в силу нормы общения, включая нравственные нормы поведение руководителя с персоналом, а персонала с потребителем и вместе знание, деловая хватка.
Как раз только при добровольной сертификации, рекомендуется выполнение национального стандарта «Требования к обслуживающему персоналу», в котором четко закреплена ответственность каждого за качество услуг.
Работы по сертификации услуг осуществляются на договорной основе по фактически затраченному времени с учетом стоимости одного человека/дня.
Как показывает практика, степень доверия к продукции повышается с количеством оценивающих, подтверждающих, одобряющих документов. Также для органов контроля добровольный сертификат – отличный показатель высокого качества и безопасности.
Минус добровольной сертификации только один – затраты на ее прохождение и оформление сертификата.
Но в большинстве случаев плюсы в итоге на много перевешивают эти затраты. Ведь сейчас у потребителя на первом месте стоит не низкая цена, что чаще вызывает недоверие, а качество продукции. Уверенность в товаре – главный критерий для покупки. Доказательство – сертификат качества.
Полученный в добровольной системе оценки документ позволит вам получить дополнительные возможности и преимущества, в частности:
- Способность участвовать в государственных тендерах, больших госпоставках и конкурсах.
- Вступить в СРО (наличие добровольного сертификата может быть обязательным условием для вступления.
- Освоить международные рынки (при оформлении документа согласно ИСО стандартам или другим международным стандартам).
- Повысить качественность производимой продукции и оптимизировать процессы управления и производства в компании.
- Укрепить доверие к бренду и создать ему положительный образ.
- Улучшить инвестиционный климат компании.
- Расширить доходы и повысить рентабельность компании.
Основным преимуществом добровольной сертификации является знак сертификации на своей продукции или товаре после проведения экспертизы, что хорошо и выгодно выделяет сертифицированный продукт из линейки аналогов. Сертификация позволяет не только проверить, но и подтвердить наличие ожидаемых потребителем свойств в данной продукции, а значит и защиту его прав как покупателя, если товар или услуги окажутся не качественные или бракованные.